В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто распологает лучшей информацией.

Изменения налогового законодательства с 2010 года.

01.02.2010.

Отмена ЕСН.

ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

 

 

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

См. Письмо ФНС России  от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физлицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений.

Как и до 2010 г., не начисляются взносы на выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Регрессивной  шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено.

С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются.

Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы.

Если  работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (а не рыночная их стоимость, как это было предусмотрено для целей ЕСН в п. 4 ст. 237 НК РФ).

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

1) компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;

2) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее в абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ говорилось, что ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком как работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, так и членам семьи умершего работника;

3) выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

До  2010 г. в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ такие выплаты не были поименованы как не облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство считает, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН;

4) выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (абз. 3 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). До 2010 г. вопрос о начислении ЕСН на выплаты взамен суточных членам экипажей кораблей являлся спорным. Финансовое ведомство утверждало, что они облагаются ЕСН;

5) стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

6) стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (п. 10 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В  Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ нет льгот, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ.

Вот некоторый перечень не облагаемых страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

1. С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами. До  2010 г. на основании п. 3 ст. 236 НК РФ в налоговую базу по ЕСН не включались выплаты, не отнесенные налогоплательщиком к расходам для целей налога на прибыль. В соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ суммы материальной помощи работникам не учитываются при исчислении налога на прибыль. Следовательно, любая сумма материальной помощи не облагалась ЕСН. С 01.01.2010, если подобная выплата в пользу работника составит более 4000 руб., сумма превышения должна облагаться взносами, поскольку для целей страховых взносов неважно, уменьшает выплата в пользу физлица базу по налогу на прибыль или нет.

2. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагались ЕСН суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такого уточнения не содержится, следовательно, вся сумма суточных, выплаченная командированному работнику, не облагается страховыми взносами. Необходимо отметить, что с 2009 г. было отменено нормирование суточных для целей налога на прибыль (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вместе с тем для целей НДФЛ нормирование суточных сохраняется (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физлицам, находящимся во властном подчинении организации, которые направляются в командировку для участия в заседании руководящего органа компании.

3. В п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ  отсутствует уточнение о том, что к государственным пособиям относятся в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Однако указанные пособия являются обеспечением по обязательному социальному страхованию (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), поэтому они исключаются из базы для расчета страховых взносов.

4. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка. До  2010 г. в пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ подобного ограничения не было установлено.

5. В  случае проведения отпуска работниками, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная по тарифам от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

6. Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данные суммы вместе со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, можно будет учитывать при определении базы по налогу на прибыль.

7. Не облагаются страховыми взносами суммы пенсионных взносов, уплаченные по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

Размер страховых взносов.

На 2010 г. в ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей и физлиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), установлены следующие тарифы страховых взносов:

- в Пенсионный фонд РФ - 20 процентов. Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии;

- в Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 процента;

- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.

Таким образом, в целом плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, должны перечислить в страховые фонды 26 процентов взносов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Использование регрессивной шкалы не предусмотрено.

А если выплаты в пользу работника превысят 415 000 руб. (рассчитанных нарастающим итогом с начала года), то страховые взносы с суммы превышения взиматься не будут.

В 2010 г. общая сумма страховых взносов останется прежней (в размере 20 процентов) для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Пониженный тариф (по сравнению с ожидаемым в 2011 г.) установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что взносы полностью (14 процентов) перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются так: 8 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии.

Аналогичный тариф (14 процентов в ПФР) в 2010 г. применяют лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (аналогично правилу пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, применявшемуся для целей ЕСН) пониженный тариф не распространяется на плательщиков, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762. Данный перечень полностью идентичен применявшемуся ранее для целей ЕСН (см. Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 884). В нем указаны автомобильные шины, продукция цветной и черной металлургии (кроме вторсырья и метизов), драгоценные камни и драгметаллы, меховые изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, несколько других видов товаров.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны перечислять 10,3 процента взносов в ПФР (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (10,3 процента) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 4,3 процента - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплаты физлицам), определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.

Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физлицам (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Формула  для расчета размера страховых взносов в 2010 г. выглядят следующим образом:

- в Пенсионный фонд РФ - МРОТ x 20 процентов x 12. При этом согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше  - взносы распределяются следующим образом: 14 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - МРОТ x 1,1 процента x 12;

- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - МРОТ x 2 процента x 12.

В ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков, производящих выплаты (перечисляющих иные вознаграждения) физлицам, установлено, что суммы страховых взносов они определяют в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля). При этом в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которая регулирует порядок исчисления страховых взносов плательщиками, не производящими выплаты физлицам, условия об округлении перечисляемых взносов до полных рублей нет. Поэтому взносы в соответствующие фонды индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы уплачивают без округления.

Если данные плательщики взносов начинают вести предпринимательскую деятельность в середине календарного года, то при расчете взносов учитывается количество календарных месяцев осуществления деятельности, а также количество дней месяца, в котором индивидуальный предприниматель был зарегистрирован (было выдано удостоверение адвоката; лицо было наделено полномочиями нотариуса) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

Порядок и сроки уплаты страховых взносов.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом перечисляемые в Фонд социального страхования РФ взносы (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период). В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физлицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

Порядок представления отчетности плательщиками страховых взносов.

С 2010 г. плательщики, производящие выплаты физлицам, подают расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (т.е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно).

Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС) остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом, т.е. до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период) (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Представление расчетов отдельно по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик обязан четыре раза в год в указанные сроки. Формы расчетов должны быть утверждены Минздравсоцразвития России.

В 2010 г. плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2011 г. указанное ограничение численности сотрудников будет снижено со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Порядок представления расчетов обособленными подразделениями, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, не изменен. Так же, как и в период уплаты ЕСН, указанные обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению расчетов по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если до 2010 г. ее необходимо было направлять в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то теперь расчеты представляются до дня подачи указанного заявления.

Установленный в ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ порядок внесения изменений в расчет при обнаружении факта неотражения (неполноты отражения) сведений, а также ошибок, приводящих и не приводящих к занижению сумм страховых взносов, в целом повторяет общеустановленный порядок изменения налоговых деклараций (ст. 81 НК РФ). В отношении страховых взносов (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в отличие от налогов (п. 3 ст. 81 НК РФ), не предусмотрено освобождение от ответственности, если уточненная декларация представлена по истечении срока подачи первоначальной, но до истечения срока уплаты налога и до того, как налоговые органы обнаружили ошибку или назначили выездную проверку.

 

Сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета.

Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В 2010 г. отчетными периодами признаются полугодие и календарный год, соответственно, сведения о застрахованных лицах страхователю необходимо подать в ПФР до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

А с 2011 г. сведения должны будут подаваться ежеквартально до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

До  2010 г. сведения о каждом застрахованном лице страхователь представлял один раз в год не позднее 1 марта.

 

Права и обязанности органов контроля за уплатой взносов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органами контроля за уплатой страховых взносов являются:

- в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемых в ПФР) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования) - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;

- в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС) - Фонд социального страхования РФ.

По сравнению с правами и обязанностями налоговых органов (ст. ст. 31 и 32 НК РФ) права и обязанности органов контроля за уплатой взносов несколько ограничены, но есть и некоторые дополнения. Так, органы контроля лишены возможности:

- производить выемку документов у плательщика, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках или налагать арест на имущество плательщика;

- определять расчетным путем суммы взносов при непредставлении в течение более двух месяцев органу контроля необходимых для расчета документов;

- привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Вместе с тем органы контроля вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для контроля за выполнением банками установленных данным Законом обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно дополнениям в ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кредитные учреждения выдают в том числе ПФР и ФСС. Отметим, что в соответствии с указанной статьей такие справки могут получать и налоговые органы, хотя в ст. 31 НК РФ корреспондирующей нормы нет.

Кроме того, органы контроля могут обращаться в налоговую службу с заявлением о признании плательщика несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (п. 10 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, касающиеся проведения контрольных мероприятий, в целом аналогичны порядку проведения налогового контроля (ч. I НК РФ). Например:

1) Камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета (ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В ходе камеральной проверки ФСС одновременно вправе проверить правильность уплаты страховых взносов, осуществления расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством. Если по итогам камеральной проверки нарушений не выявлено, то акт проверки не составляется и о результатах проверки плательщику не сообщается.

2) Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Причем территориальные органы ПФР и ФСС должны разработать ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В рамках выездной проверки может быть рассмотрен период не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Проверка проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении.

В ходе выездной проверки органы контроля одновременно вправе оценить полноту уплаты страховых взносов, правомерность расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством (полномочие ФСС), а также рассмотреть документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочие ПФР).

Формы решений органа контроля о приостановлении и возобновлении проведения выездной проверки должны быть утверждены Минздравсоцразвития России.

В  отличие от порядка проведения выездных налоговых проверок (ст. 89 НК РФ) проведение повторной выездной проверки плательщиков страховых взносов не предусмотрено. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ если от застрахованного работника поступает жалоба на отказ в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение размера страхового обеспечения, то территориальный орган ФСС вправе провести внеплановую выездную проверку обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

За непредставление расчетов по взносам в установленный срок в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность:

- до 180 дней просрочки - штраф в размере 5 процентов подлежащей уплате суммы взносов за каждый месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.;

- свыше 180 дней - штраф в размере 30 процентов подлежащей уплате суммы взносов на основе соответствующего расчета и 10 процентов указанной в расчете суммы взносов за каждый месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб. Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ также внесены изменения в КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за непредставление в установленные сроки расчетов по страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. привлекаются должностные лица (за исключением предпринимателей без образования юридического лица).

Ответственность, аналогичная предусмотренной за непредставление расчетов (до 180 календарных дней просрочки - штраф не менее 100 руб., а свыше 180 дней - штраф не менее 1000 руб.), предусмотрена за неподачу в установленный срок отчетности по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

 

Срок хранения документов.

Плательщикам взносов также необходимо обратить внимание на то, что сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а не четырех, как в отношении данных и документов бухгалтерского и налогового учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

При этом срок давности для привлечения к ответственности как по налоговым правонарушениям, так и в отношении правонарушений по страховым взносам составляет три года с момента его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого оно было совершено, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности (п. 1 ст. 113 НК РФ и ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

НДС.

ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ, ФЗ от 25.11.2009 N 281-ФЗ, ФЗ от 28.11.2009 N 287-ФЗ

1. Срок подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте.

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был увеличен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. Этот период закончился, и с 1 января 2010 г. при помещении товаров под таможенный режим экспорта документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС, вновь необходимо представлять в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты помещения товаров под указанный таможенный режим (п. 9 ст. 165 НК РФ).

2. Новые льготы по НДС для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.

Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ в ст. 149 НК РФ внесены дополнения, согласно которым введены две новые льготы. Так, в силу пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества. При этом законодатель расширил перечень организаций, которые смогут воспользоваться новыми льготами. Если ВАС РФ сформулировал свою позицию только в отношении ТСЖ, то в соответствии с внесенными поправками применить льготу могут также управляющие организации, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные для удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Применить  льготу можно только при соблюдении двух условий:

- во-первых, оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Другими словами, если коммунальные услуги жильцам оказывает напрямую какая-либо снабжающая организация, то льготу применить она не сможет;

- во-вторых, данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.

3. Передача некоммерческим организациям имущества в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности

С 1 января 2010 г. не облагаются НДС услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для ведения ими уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ, субъекта РФ или муниципальную казну (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

4. Переуступка требований по договору займа или кредитному договору

В соответствии с поправками в пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ с 2010 г. освобождение может применяться при переуступке прав требования, вытекающих из договора займа или кредита, а также исполнении заемщиком обязательств перед теми кредиторами, к которым в результате переуступки перешло это требование.

5. Ввоз на территорию РФ ряда культурных ценностей

Не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ следующих культурных ценностей (пп. 4 ст. 150 НК РФ):

- приобретенных за счет средств бюджетов;

- полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами;

- передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ.

6. Реализация космической техники военного и двойного назначения

В космической деятельности нулевая ставка НДС в отношении товаров (работ, услуг) применяется при реализации космической техники (включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры) военного и двойного назначения (пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ). Подтверждать правомерность применения нулевой ставки НДС в таком случае будет удостоверение (либо его копия), выданное военным представительством Минобороны России, а не сертификат (пп. 4 п. 7 ст. 165 НК РФ). Действие данных норм распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).

 

 

НДФЛ.

ФЗ от 19.07.2009 N 202-ФЗ, ФЗ от 27.09.2009 N 220-ФЗ, ФЗ от 25.11.2009 N 281-ФЗ

1. Применение имущественного вычета при покупке земельного участка с домом (или его доли)

С 1 января 2010 г. налогоплательщики вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, при покупке жилого дома (или его доли) с земельным участком или земельного участка, предназначенного для индивидуального строительства.

В 2009г. и ранее в сумму указанного вычета не включались расходы, связанные с приобретением земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них.

Законом N 202-ФЗ в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ внесен ряд важных изменений и дополнений.

Так, с 1 января 2010 г. в сумме вышеуказанного имущественного налогового вычета можно будет учитывать также фактические расходы, связанные с приобретением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них.

Обратите внимание! В случаях приобретения налогоплательщиками земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них, имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 2 000 000 руб., может быть предоставлен только после завершения строительства жилого дома и получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на него или долю в нем.

Наряду с имущественным налоговым вычетом по фактическим расходам на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них, в пределах максимального размера этого налогового вычета, установленного в сумме 2 000 000 руб., с 1 января 2010 г. налогоплательщики вправе воспользоваться также имущественным налоговым вычетом в суммах, фактически израсходованных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и направленным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них.

Кроме того, согласно новому абз. 19 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ с 1 января 2010 г. у налогоплательщиков появляется также возможность обратиться за получением еще одного имущественного налогового вычета в суммах, фактически израсходованных на погашение процентов по кредитам от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них.

Обратите внимание! Размер сумм, направленных налогоплательщиками на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов, фактически израсходованных на новое строительство либо приобретение жилых объектов и земельных участков, в отношении которых налогоплательщики вправе обратиться за получением имущественного налогового вычета в сумме 2 000 000 руб., законодателем не ограничен и определяется исходя из условий конкретного договора о предоставлении целевого займа (кредита).

Право на получение имущественного налогового вычета в части сумм, направленных налогоплательщиком на уплату процентов по целевым займам (кредитам), возникает после фактической уплаты процентов по полученным займам (кредитам). При этом целевой характер использования займа (кредита) должен быть документально подтвержден.

Если в договоре, на основании которого осуществлено приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся жилом доме, указано приобретение квартиры (прав на квартиру) без отделки, то в фактические расходы на приобретение такой квартиры включаются расходы на приобретение отделочных материалов, а также на оплату работ, связанных с отделкой квартиры. В связи с этим суммы процентов, уплаченных по целевым кредитам (займам), полученным налогоплательщиками от российской организации или индивидуальных предпринимателей и направленным на приобретение отделочных материалов и оплату работ, связанных с отделкой квартиры, также относятся к расходам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется имущественный налоговый вычет.

Обратите внимание! В случаях, когда жилой объект был приобретен супругами за счет средств целевого кредита в совместную собственность, и при этом супруги на основании заключенного ими кредитного договора являются солидарными заемщиками либо один из них выступил в качестве поручителя, право на получение вычета в части сумм, направленных на погашение процентов по целевому кредиту, имеется у обоих супругов, даже если документы по оплате процентов банку были оформлены на одного из них. Право на получение вычета возникает с момента государственной регистрации права общей долевой или общей совместной собственности на жилой объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При приобретении жилого объекта в общую совместную собственность размер вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением. Имущественный налоговый вычет в части сумм, направленных на погашение процентов по целевому кредиту, предоставляется на основании оформленных в установленном порядке платежных документов, подтверждающих факт уплаты процентов по целевому займу любым из совладельцев жилого объекта или обоими созаемщиками одновременно.

Таким образом, право на получение имущественного налогового вычета в сумме уплаченных процентов по целевым кредитам имеют оба супруга, приобретшие жилой объект в общую совместную собственность за счет средств, полученных на основании заключенного кредитного договора, независимо от того, на кого из них оформлены документы по оплате процентов по целевому кредиту.

В случае приобретения жилого объекта в равную долевую собственность супругов размер предоставляемого каждому из налогоплательщиков имущественного налогового вычета в отношении расходов по оплате процентов по целевому кредиту не может превышать 50% суммы таких расходов, произведенных созаемщиками в истекшем налоговом периоде.

Законом N 202-ФЗ дополнен перечень фактических расходов на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Так, с 1 января 2010 г. в состав таких расходов могут включаться:

- расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме;

- расходы на приобретение отделочных материалов;

- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

Обратите внимание! Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно, если в договоре купли-продажи (договоре долевого участия в строительстве или договоре совместного инвестирования), на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.

Обратите внимание! В отношении доходов, полученных налогоплательщиками от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщиков три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщиков три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в полной сумме дохода, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации любого указанного имущества.

2. Увеличен имущественный вычет с доходов от продажи иного имущества

Вдвое увеличен (со 125 до 250 тыс. руб.) имущественный налоговый вычет с сумм, полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет. Соответствующее изменение внесено в пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Обратите внимание! Если в соответствии с действующими положениями пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ указанный имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщикам в размере до 125 000 руб. отдельно по каждому объекту реализованного ими в налоговом периоде (календарном году) такого имущества, то в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от продажи вышеназванного имущества с 1 января 2010 г., предельный размер вычета составит 250 000 руб. в целом за налоговый период независимо от количества проданных объектов.

Законом N 202-ФЗ в ст. 217 НК РФ введен новый п. 17.1, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. освобождены от обложения НДФЛ доходы, получаемые налогоплательщиками от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета они были зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если налогоплательщик в 2010 г. продает свой автомобиль-"трехлетку" и дачу, которой он владел более десяти лет, у него не возникает обязанность уплачивать НДФЛ в бюджет, поскольку он имеет право на получение имущественного налогового вычета в полной сумме, полученной им при продаже автомобиля и дачи. Но, тем не менее, как это ни парадоксально, согласно дополнениям, внесенным Законом N 202-ФЗ в ст. 228 НК РФ, налогоплательщик освобожден от процедуры декларирования доходов, полученных от отчуждения легкового автомобиля, т.к. он числился за налогоплательщиком по учету в ГИБДД более трех лет, однако одновременно на основании той же ст. 228 он обязан представить в налоговый орган по месту жительства соответствующую налоговую декларацию и документы, подтверждающие период владения дачей, для получения имущественного налогового вычета в отношении доходов от ее продажи.

На этом примере становится очевидной нелогичность нововведения, носящего откровенно избирательный характер. Более целесообразным представляется освобождение от обязанности декларировать доходы всех налогоплательщиков, получивших в налоговом периоде доходы от реализации любого имущества, принадлежащего им более трех лет, которые не облагаются НДФЛ.

Обратите внимание! При продаже любого движимого и недвижимого имущества независимо от периода нахождения его в собственности налогоплательщика вместо использования права на получение имущественного налогового вычета в сумме его предельного размера налогоплательщик вправе уменьшить сумму полученных им от реализации такого имущества доходов на сумму фактически произведенных им ранее и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. К таким расходам, в частности, можно отнести расходы на приобретение этого имущества, на его неотделимые улучшения, предпродажную подготовку, на оплату услуг риелторов и агентов и т.п.

Однако данное положение не применяется при реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг, поскольку в таких случаях следует руководствоваться положениями ст. 214.1 НК РФ.

3. Расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ

Дополнен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ (ст. 217 НК РФ).

Так, в него включена материальная помощь членам семьи, которая выплачивается в связи со смертью бывшего работника, вышедшего на пенсию.

Кроме того, с материальной помощи бывшему работнику, находящемуся на пенсии, в случае смерти члена его семьи бывший работодатель не должен удерживать НДФЛ (абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ).

С 1 января 2009 г. не облагаются НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части   родительской платы за содержание ребенка в образовательных  учреждениях, реализующих   основную  общеобразовательную   программу дошкольного  образования.

С 1 января 2009 г.  освобождены от обложения   НДФЛ:   - доходы в натуральной  форме, получаемые работниками в качестве  оплаты труда от  организаций -  сельскохозяйственных  товаропроизводителей,  крестьянских (фермерских)  хозяйств, в размере, не превышающем 4300 руб. в   месяц;

- доходы в натуральной  форме в виде обеспечения   питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ.

С 1 января 2009 г.  освобождены от обложения   НДФЛ доходы в денежной или натуральной форме в виде   оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно   лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских   дошкольных и  общеобразовательных учреждениях, имеющих  соответствующую лицензию.

4. Поправки, касающиеся социального вычета

С начала 2010 г. физлицо может обратиться к своему работодателю за получением социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования (п. 2 ст. 219 НК РФ). При этом следует соблюдать два условия:

- необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ;

- взносы по указанным договорам должны быть удержаны и перечислены работодателем в соответствующие фонды.

Такой порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Следовательно, работники, являющиеся участниками-вкладчиками по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования, в 2010 г. могут получить у своего работодателя социальный вычет по таким расходам за 2009 г. либо подать в инспекцию по месту жительства декларацию по НДФЛ и соответствующие подтверждающие документы.

Расширен перечень  налогоплательщиков, получивших право на вычет получение социального  налогового вычета по  расходам за обучение  студента в возрасте до 24  лет,  который учится по  очной форме обучения в образовательных учреждениях на платной основе,  наряду с родителями, опекунами и попечителями получили   налогоплательщики,  являющиеся братом или  сестрой обучающегося  студента

5. Новое в представлении сведений налоговыми агентами - кредитными организациями

Законом N 202-ФЗ п. 4 ст. 226 НК РФ дополнен новым абзацем, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. обязанность налогового агента удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика - физического лица (за счет любых выплачиваемых ему денежных средств либо по его поручению третьим лицам) при фактической выплате этого дохода (или перечислении денежных средств на банковский счет налогоплательщика) не распространяется на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты в бюджет сумм НДФЛ с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, а именно:

а) в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, за исключением:

- материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

- материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

б) в виде материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Обратите внимание! Таким образом, с 1 января 2010 г. налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, не обязаны удерживать начисленную сумму налога с доходов в виде материальной выгоды, полученной физическими лицами, не являющимися сотрудниками этих организаций.

Это положение распространяется как на выгоду, полученную от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, так и от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Вместе с тем остается открытым вопрос, какая взаимосвязь усматривается законодателем между возможностью не исполнения обязанностей налогового агента, предусмотренных п. 4 ст. 226 НК РФ, для кредитных организаций в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной физическими лицами - клиентами этих организаций, и доходами, полученными налогоплательщиками - физическим лицами - клиентами банков в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к этим налогоплательщикам.

Одновременно п. 5 ст. 226 НК РФ дополнен новым абзацем, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, при невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ с полученных клиентами кредитной организации (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 212 НК РФ, обязаны в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором клиентами кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) получены вышеназванные доходы, сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности.

Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 230 НК РФ, также дополненный новыми абзацами.

Обратите внимание! В соответствии с действующими положениями п. 2 ст. 230 НК РФ кредитные организации обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего учета о каждом случае получения физическими лицами вышеуказанных доходов и невозможности удержать сумму НДФЛ в течение месяца после даты получения дохода, которая в отношении выданных займов (кредитов) в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ определяется как дата осуществления налогоплательщиком - физическим лицом уплаты процентов по кредитам (займам) (если установлена процентная ставка по займу (кредиту)) или как дата возврата (частичного возврата) заемных средств (для беспроцентных кредитов (займов)).

С 1 января 2010 г. для налоговых агентов - кредитных организаций отменяется обязанность сообщать о каждом случае невозможности удержать НДФЛ в течение налогового периода, поскольку они будут обязаны направлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, полученных в виде материальной выгоды, а также о невозможности удержать налог с таких доходов только один раз - ежегодно не позднее месяца с даты окончания налогового периода.

6. Признана утратившей силу статья о налоговых льготах

Законом N 202-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2010 г. ст. 233 НК РФ, в соответствии с которой налоговые льготы предоставлялись законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

 

 

Налог на прибыль организаций.

ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ, ФЗ от 30.12.2008 N 313-ФЗ, ФЗ от 19.07.2009 N 202-ФЗ,

ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ, ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ФЗ от 25.11.2009 N 281-ФЗ

1. Размер предельной величины процентов, учитываемых в расходах

С 1 сентября 2008 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, которая учитывалась в расходах, признавалась равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в валюте). В соответствии с п. 22 ст. 2, ст. 8, п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ такой порядок должен был действовать до 31 декабря 2009 г.

Однако с 1 августа до 31 декабря 2009 г. применялась новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ).

С 1 января 2010 г. возобновил действие приостановленный в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ до 31.12.2009 абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемая в расходах, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза (по обязательствам в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте).

2. Учет в расходах доплаты до фактического заработка работников при их временной нетрудоспособности

С 1 января 2010 г. утратил силу п. 15 ст. 255 НК РФ, согласно которому организация вправе учитывать в расходах на оплату труда доплату работнику до фактического заработка в случае его временной нетрудоспособности.

Однако Минфин России в Письме от 14.09.2009 N 03-03-06/2/169 разъяснил, что сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над его максимальным размером, который установлен законодательством, компания может признавать как расходы на оплату труда и в 2010 г. Для этого необходимо, чтобы доплата до фактического заработка была предусмотрена трудовым или коллективным договором, и тогда она может включаться в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные выплаты, произведенные в пользу работника).

3. Оплата медицинских услуг, оказываемых застрахованным работникам

Наряду со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, в качестве расходов на оплату труда с 1 января 2010 г. признаются также затраты работодателей на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам. Договор с медицинской организацией должен быть заключен на срок не менее одного года, а сама организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. Общий лимит для признания данных расходов (взносов по договорам страхования и непосредственной оплаты услуг медицинским учреждениям) остался прежним - не более 5 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).

4. Имущество, полученное некоммерческими организациями в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности

1 января 2010 г. при получении по решению органов государственной власти или местного самоуправления некоммерческими организациями государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности у некоммерческих организаций не возникает дохода в виде безвозмездно полученных имущественных прав (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

5. При получении или выдаче авансов в иностранной валюте курсовые разницы не возникают

У организации, которая получила либо выдала авансы в иностранной валюте, не возникает ни доходов, ни расходов в виде положительной или отрицательной курсовой разницы. Такие уточнения внесены в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ и вступили в силу с 01.01.2010. Ранее при получении или перечислении предоплаты в иностранной валюте эти разницы у организаций появлялись (как указывал Минфин России в Письме от 04.08.2009 N 03-03-06/1/516).

Данные  изменения касаются именно курсовых разниц, а не суммовых, о которых идет речь в п. 1.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

6. Доходы от реализации материально-производственных запасов, выявленных в ходе инвентаризации

Поправки, внесенные в п. 2 ст. 254 и в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, закрепили право компаний уменьшить доходы от реализации выявленного в ходе инвентаризации имущества, которое не является амортизируемым, на его стоимость.

До 1 января 2010 г. по правилам пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества можно было уменьшить на цену его приобретения или создания, которой у имущества, выявленного в ходе инвентаризации, нет. Теперь в данную норму внесено уточнение: доходы уменьшаются также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, теперь доходы от реализации МПЗ и прочего неамортизируемого имущества уменьшаются на рыночную стоимость.

Возможность амортизации выявленных при инвентаризации амортизируемых основных средств была предусмотрена поправками в Налоговый кодекс РФ, которые были внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2009 г.

7. Порядок амортизации арендатором неотделимых улучшений арендованного имущества

Порядок амортизации арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства установлен в абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ. Они должны амортизироваться в течение срока действия договора аренды. Однако суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования, который предусмотрен для арендованного имущества Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования не самого основного средства, а капитального вложения, если этот срок можно будет установить в соответствии с Классификацией. Если же капитальное вложение в Классификации не упомянуто, применяется прежний порядок и ежемесячные суммы амортизационных платежей рассчитываются исходя из сроков полезного использования самого арендованного основного средства.

Аналогичные правила предусмотрены и для неотделимых улучшений арендованного имущества, полученного по договору ссуды, которые амортизирует ссудополучатель (абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ).

8. Проценты по договору займа

Доходы или расходы в виде процентов по займу, которые ранее при применении метода начисления учитывались на конец отчетного периода, теперь должны признаваться организациями в конце каждого месяца. Такие изменения внесены в п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ.

Следует отметить, что до 01.01.2010 Налоговый кодекс РФ содержал противоречия. С одной стороны, в соответствии с п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ доходы (расходы) по договорам займа и кредита следовало признавать на конец каждого отчетного периода, а с другой стороны, в аналитическом учете сумма процентов, получаемая (выплачиваемая) налогоплательщиком, отражается ежемесячно (п. 4 ст. 328 НК РФ). У организаций, отчетными периодами для которых являются I квартал, полугодие и 9 месяцев, на практике возникали проблемы при расчете прибыли. При этом финансовое ведомство разъясняло, что по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражаются доходы (расходы) в виде процентов, подлежащих выплате (т.е. фактически начисленная сумма). В налоговом учете максимальную сумму процентов, которую можно отнести на расходы, компания должна была определять по итогам отчетного периода с применением ставки Банка России, действующей на последнее число квартала (Письма от 09.06.2009 N 03-03-06/1/383, от 21.05.2009 N 03-03-05/91).

11. Объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, амортизируются с применением повышающего коэффициента

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности будет вестись в соответствии с новым Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, вступившим в силу 27.11.2009. Указанным Законом внесены изменения в порядок амортизации объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ) или высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов законодательством предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. При начислении амортизации на указанные основные средства налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (соответствующее дополнение внесено п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

 

440018, г. Пенза, ул. Средняя, 28а
Тел.: (8412) 68-00-88, Факс: 48-86-13
auditcons00@ya.ru